C тех самых пор как освоив свою детскую домашнюю библиотеку, я стала вторгаться в родительскую и шарить по полкам, выискивая, чего бы ещё перехватить, мне регулярно попадалась под руку нетолстая книжица с непритязательной обложкой и тусклым названием «Голодание ради здоровья ».
Картинка с человеком непонятного пола, необъятных размеров, с высунутым языком и куриной ногой на вилке, была настолько непривлекательна, что я так ни разу и не заглянула внутрь, узнать, кого там сморили голодом, чтобы оздоровить, но с ранних детских лет почему-то запомнила, что голод для здоровья – вещь полезная.
Я, правда, думала, что полезная только для взрослых, потому что нам, детям, в то славное время вздохнуть не давали, не закормив. Так мне казалось, на основе личных наблюдений: куда ни придёшь (особенно, если к родственникам и хуже всего, если к бабушкам) – немедленно сажали и кормили. В любое время дня. Бежали на кухню и что-то там наворачивали, чтоб ребёнок как можно дольше со стула не вставал. Могли часа в четыре пополудни заставить умять тарелку сизых макарон, посыпанных сахаром... Моя бабушка так делала. И я так ела. A к ним ещё широких бутербродов, с маслом, тремя слоями. И три чашки чая, с тремя ложками сахара в каждой. И варенье с конфетами, вперемежку. И напоследок, отхрустеть сушками, чтоб за ушами трещало...
Мы ели беспорядочно и бестолково. Но детство, всё равно, случилось золотым. Может быть, оттого, что сидячие настольные игры нас счастливо миновали, а во дворах, на улицах и даже на многочисленных в то время пустырях, несмотря на некоторые издержки, стояла благодать, и наши родители с лёгким сердцем и спокойной душой предоставляли нас самим себе на целый рабочий день.
А это значило, что мы ходили, бегали, двигались, дрыгались и шемонались, нигде долго не засиживаясь и лишних калорий в ненужные места не откладывая.
И среди нас, конечно, были, как это теперь мягко политкорректно называется «люди с лишним весом», грубо говоря, толстые. Но, во-первых, их было наглядно меньше, по сравнению с сегодняшним оборотом, а во-вторых, это были люди с нормально избыточным весом, не преступающим отметку «чудовищно тучный», с некоторых пор получившую по всему миру особoe катастрофическое определение «obesity».
Проблема "чудовищной тучности" сегодня наиболее очевидна в определённых слоях населения любой страны и наиболее ощутима в цифрах медицинской статистики.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, люди с избыточным весом (язык на слове «толстый» так и не поворачивается...) составляют немногим менее 50% населения такой страны, как Франция, но имеют значительно более высокий уровень разного рода хронических заболеваний и, соответственно, вызывают повышенные расходы у соцобеспечения.
Я не стану здесь приводить статистику по проблемам жиро-избытков в США, поскольку там эти проблемы уже давно просматриваются даже невооружённым глазом и легко заметны на фотографии любой толпы...
Количество затронутых этим эксцессом людей значительно превышает орды курильщиков и алкоголиков на планете и, что всего важнее – постоянно растёт.
Согласно Нострадамусам от статистики, к 2030 году 33 миллиона человек окажутся в радиусе «чрезмерной тучности» и плотно прилегающих к ней проблем со здоровьем. Для сравнения: по данным 2012 г. их было 24,6 миллионов. В том же 2012 г. французское соцобеспечение оплатило медицинскую помощь этой категории людей на сумму в 20 миллиардов евро, или 1% от ВВП.
Пока всё плотнеющие ряды исследователей перемножают цифры на догадки и рвут друг на дpуге волоса, обвиняя:
*кто – сидячий образ жизни (в то время как поголовное увлечение фитнессом никогда до сих пор не имело подобного размаха),
*кто – подлые пищевые добавки, которые нам втихаря подмешивают во все продукты подряд (в то время как даже в семьях абсолютных фанатиков био-питания имеются толстые дети),
*кто – «американскиe привычки» : полное отсутствие «культуры еды» при ужасающей стряпне и режиме питания МакДональдсов, в любое время дня и ночи (переплюнувших макароны с сахаром моей бабушки),
*кто – всемирный заговор по планомерному уничтожению зажравшегося человечества (комментарии здесь излишни), –
правительства разных стран периодически пытаются любыми средствами уговорить своих «чрезмерно тучных» хоть немного поголодать, ради здоровья.
До сих пор подобного рода потуги не распространялись далее рекламных ограничений, регулирующих время показа всего съестного (не слишком позднее) и обязательность предупреждений мелким шрифтом суровой истины «безудержная жратва, рано или поздно, таки навредит вашему здоровью».
Отныне, Министерство Финансов Франции официально заявило, что дозрело до рассмотрения более радикальных мер и намеревается ввести дополнительное налогообложение на продукты «оcoбой жирности», чрезмерное потребление которых приводит к чрезмерной тучности ускоренными темпами …
То есть, повысить цены на всё особо вкусное и особо потребляемое, чтобы некоторым особо тучным не по карману стало, и они урезали бы свой разнузданный аппетит, начали бы работать над собой и расти над коллективом уже не в весовой, а в духовной категории.
Здесь я возвращусь к ранее вскользь упомянутым «слоям населения» и поясню, что данная проблема в любой стране всегда и неизменно характерна прежде всего для малоимущих классов и, согласно выводам всех поголовно исследований, объясняется вовсе не недостатком денежных средств, но недостатком общего воспитания и общей культуры, которая, как известно, обязательно подразумевает и культуру еды...
Иными словами, воспитанный и образованный в степени общепринятой «нормальности» человек, из элементарного чувства самоуважения, просто не сможет опуститься до уровня «хлебалово-чего-и-когда-попалово» и самозабвенно отдаться «тупо-время-провождению», обезличивающeмy индивидуума настолько, чтобы загнать его в такие телеса, от которых торопливо отводят случайные взгляды все окружающие.
Любая культура прежде всего определяется не количеством, но качеством поглощаемого.
А это, увы, никакими радикальными налогами не обложить.
Получается, что «наиболее высокоразвитые страны», или «самая прогрессивная часть человечества» в ускоренных темпах заплывают жиром – от переизбытка комфорта и успешно прививаемой им, комфортом, лени, при отсутствии жизненной необходимости реально добывать себе пропитание и экономить, откладывая из рога изобилия на чёрный день.
Я не стану развивать здесь тему о жизнестойкости организмов, приобретаемой в процессе целебных голодовок – во всех смыслах этого ёмкого слова – от культурного до пищевого. (Задолго до меня это исчерпывающе выразил О.Хайям: «Ты лучше голодай, чем что попало есть / И лучше будь один, чем вместе с кем попало»).
Я только позволю себе отметить, что если кашу маслом не испортишь, то целую цивилизацию перенасыщенной маслом кашей – запросто.
Ослабление иммунитета, как известно, вызывает вялость и апатию, духовную и физическую. А способность к сопротивлению постепенно атрoфируется вовсе.
Это я по поводу стойкости тела и духа одновременно, если вдруг неясно получилось.
Были, помнится, в нашем сумбурном детстве, жестокие такие дразнилки про толстых – «жиртрест» и «мясокомбинат». Но мы в то время как-то мало задумывались, кому это выгодно. Вроде бы, не было никому.
А теперь вот, ситуация так чувствительно изменилась, что волей-неволей начинаешь параноить и задумываться. Как-то не хочется пополнять ряды лениво бредущие к хлеву, на откорм перед бойней...
Кажется, оно всяко лучше оголодать.
***Текст впервые напечатан в источнике «УМ+».