На этом месте когда-то находились карьеры гипса, их закрыли и на свободном пространстве, в конце XVIII века, расположили захоронения.
Со временем пространство расширилось до двенадцати гектаров, как и количество могил на нем. Под ним до сих пор существуют подземные галереи, где в свое время прятались убегающие от опасности. Некрополь Монмартр получил название от расположенного рядом квартала художников, в котором когда-то Пабло Пикассо изменил направление изобразительного искусства. Здесь много семейных захоронений, они размещены в небольших часовнях, их строили, в основном, в XIX веке.
Я часто прихожу сюда – здесь похоронена моя мать. Проходя по платановым аллеям, подхожу к могилам известных деятелей прошлого, вижу многочисленных туристов с планами в руках, где номерами помечены известные имена. Их не забывают: приход к могилам – это и возложение цветов, и продолжение памяти покинувших мир людей. К ним идут, их не забыли. С каким интересом группы туристов из разных стран ищут эти места, будто встречают там тех, о которых они столько читали...
Многолетнее посещение некрополя Монмартр привело к наблюдению, что есть имена мировой славы, которые здесь совсем забыты. Почему это произошло?
Как-то я подошла к маленькой, приблизительно в два квадратных метра часовне с трещинами в стенах и облупившимися слоями алебастра на покрытии. Мне была хорошо знакома одна из трех фамилий на табличке часовни - Пуаре. Дверь была заперта и по заржавевшей скважине для ключа было ясно: здесь давно никто не был. Внизу дверь зияла ореолами ржавчины вокруг дыр разрушенного металла. Такое состояние могил называют заброшенным, оно говорит о безразличии родственников, а возможно, и об их отсутствии. Сзади на стене была выгравирована дата сооружения часовни – 1861 год. Мне очень хотелось узнать, тот ли знаменитый кутюрье и декоратор начала двадцатого века, преобразователь женской моды, освободивший дам от оков корсета, Поль Пуаре захоронен здесь?
Через просветы в декоративном оформлении двери я прочла много имен людей , захороненных здесь – их было семнадцать... Кажется, братская могила, все-таки указано три разных семьи... Но главное, я обнаружила знакомое имя Поля Пуаре с упоминанием, что он – кавалер ордена Почетного легиона, высшей награды Франции. По дате сооружения часовни было понятно- она строилась для дедушки и бабушки знаменитого кутурье, я нашла их имена. В день Всех усопших кладбища Франции утопают в огромных букетах разноцветных хризантем, это историческая традиция страны. Родственники, хотя бы раз в год, соблюдают ее и приезжают из дальних мест, кладбища превращаются в цветники памяти. Я тоже прихожу в этот день с цветами и прохожу знакомыми аллеями. За много лет я не видела никаких букетов у места с семнадцатью захороненными. Естественно, захотелось обратить внимание небезразличных людей к такому печальному состоянию: часовня разрушается.
Фигура Поля Пуаре и его вклад в мировую культуру известен. Ярчайшая личность, символ модернизма начала двадцатого века, он вдохновил все последующие поколения модельеров, декораторов, парфюмеров, художников рекламы и обновил современную эпоху невероятными импульсами. Его мода, как новый стиль жизни – великолепный, полный праздников и обновления. Поля Пуаре при жизни называли «Пуаре Великолепный», «Паша Парижа». Он создавал эпоху, ее вкусы и критерии- эстет, эрудит, влюбленный в искусство. Русские балеты Сергея Дягилева, декорации и костюмы А.Бенуа и Л.Бакста имели огромное влияние на его творчество и жизнь Парижа того времени.
Поль Пуаре возвратил женщине естественную грацию, освободив силуэт от корсета, обогатил одежду красочностью и экзотикой: тюрбаны, юбки-штаны, шелковые накидки. Черпал свое вдохновение в славянском, персидском, восточном, русском и японском искусстве. Каждое его творение становилось событием в жизни Парижа. Он впервые представил французскую моду в США – это был триумф. Организовал свои дефиле-спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Брюсселе, Вене, Франкфурте. Его формула: «Мода руководит обществом. Нет эстетического пространства, в котором кутюрье не может высказаться».
Гений Пуаре охватывает все направления жизни: мебель, декорации, костюмы, спектакли, фильмы. И главное, Пуаре создает стиль светской жизни Парижа – стремление к яркому показу, театральности, красоте оформлений. Его праздники с сотнями приглашенных вошли в историю, их можно сравнить только с фейерверками Людовика Четырнадцатого в Версале. Безусловно, Поль Пуаре хотел возвратить блеск этой эпохи – как высшее достижение французской культуры. Он издает ежегодник «Люкс Парижа», редактирует его, пишет книги о кулинарном искусстве Его окружали друзья-художники – Пикассо, Вламинк, Ван Донген, Дюфи, Ман Рей, Ириб. В его салоне состоялся первый публичный показ картины Пикассо «Авиньонские девушки», начало кубизма. Им обозначены законы и структуры производства этой профессии – лицензии на каждый сюжет творчества, базы бизнеса и коммуникаций, создание образа марки, участие прессы и законы подачи новостей. Встречи-вечера Поля Пуаре копировали в высшем обществе Парижа. Духовидец, Поль Пуаре указывал новые пути для моды и искусства жить. Мужская мода еще не разрабатывалась в это время, и он издает первый журнал мужской моды «Принц».
Прирожденный артист, отважный и дерзкий, он стал первой звездой-кутюрье в мире моды и обновления. Вряд ли такая личность может повториться... О его творчестве написано много книг, проводятся выставки, посвященные ему: в 2007 году в Нью-Йорке, в 2011 году в Москве, в 2013 году в столице парфюмерии, городе Грасс. Отдельные предметы находятся в коллекциях Музея костюма в Париже, в Музее д'Орсэ, в галерее Луи Виттон, частных коллекциях. Музеи охотятся за новыми экспонатами авторства Поля Пуаре. В Париже есть лицей профессий искусства моды и спектакля, названный его именем...Периодически в прессе можно прочесть объявления об аукционах по продаже собственности великого творца. Уже прошёл 91 аукцион! Самый большой, исторический, в 2005 году, на нем были представлены более 600 платьев его супруги и личные вещи кутюрье. Цена одного платья доходила до 15000 евро. Были проданы архивы. Сегодня чаще продают фотографии, картины.
Родственники появляются не только на аукционах. В 2015 году две внучки Поля Пуаре обратились к министру культуры Франции с просьбой о сохранении статуса его виллы под Парижем – там он писал свою знаменитую книгу «Я одевал эпоху». Но все величие человека-творца оказалось попранным местом его захоронения.
20 апреля – день рождения Поля Пуаре. Ему исполнилось 145 лет. Я специально пришла к этому месту перед закрытием клабища Монмартр. Надеялась увидеть цветы, следы чьего-то посещения. Но нет, кроме меня с двумя розами, никто не приходил сюда. С удивлением думала о лицеистах, игнорировавших место памяти своего патрона. Блестящими веточками я попыталась закрыть ржавые дыры внизу двери. Здесь мне открылась невероятная картина – сплошной мусор внутри. Как это возможно? Если бы этот супер-эстет мог представить... Можно убрать мусор, но часовня заперта. Я пришла через восемь дней, на 80-летие его смерти. Опять – никто не приходил. На большой доске-плане с указанием захоронений известных людей у входа в некрополь нет имени Поля Пуаре. Спросила у сотрудников – почему нет его имени? Ответ был логичный: мы обновляем план каждые четыре года по мере запросов посетителей некрополя. Что-то нужно было делать...
Я написала в фонд Луи Виттона, самой богатой марки Франции: «Я обращаю ваше внимание на сохранение мест памяти, связанных с именем Поля Пуаре. В течение многих лет я посещаю некрополь Монтмартр и вижу, что могила великого кутюрье находится в плачевном состоянии – прилагаю семь фото. Там нет никогда цветов, даже в дни памяти усопших. Его имени нет на плане некрополя при входе. Возможно, у него нет родственников, но есть лицей его имени, коллеги-кутюрье и его почитатели. Думаю, что имя Поля Пуаре – часть культурного и исторического наследия Франции и заслуживает внимания». Мне не ответили, но что-то изменилось... Заметнее всего изменилась табличка с тремя фамилиями семейств. Из почерневшей она стала белой. Было чувство, что я наступила на муравейник – сейчас все начнет двигаться, меняться. Конечно, я сомневалась, что будет памятник и мемориал. Через полгода его фамилия появилась в маленьких индивидуальных планах некрополя. Больше ничего. Я дала статью на фейсбук – вначале по-русски, затем по-французски с хэштегом Paul Poiret. Никакого отклика. Я дала этот текст в группу «Кладбища. Могилы известных людей», в ней двадцать тысяч подписчиков. Было пять комментариев, среди них: «Какой стыд. Он был очень известным и стал забытым» и вопрос «У него есть потомки?» И вот я начала их искать...
Потомков оказалось очень много по прямой линии, не говоря о потомках его трех сестер. У Поля Пуаре шесть внуков и тринадцать правнуков. Среди них – аристократические семьи, есть и сотрудник фирмы Луи Виттон. У меня Было желание написать им. Но потом я решила, что мне нечего им объяснять, это наивно. У них был выдающийся родственник, одно имя которого вызывает поклонение и благодарную память в истории. Возможно, мой рассказ окажется сильнее их безразличия...
(фото автора)
**