О ВАЖНОМ В ПРОЗЕ И В СТИХАХ
Наталия Переверзева (Австрия)

Фильм «Забавная мордашка», год выпуска 1957, в постановке классика истории американского кинематографа Стэнли Донена, который носит ещё и звание короля музкомедии Голливуда, но не получившего за свою карьеру ни одного Оскара. Только в 80 лет – за «творческий жизненный путь».

Знаменитые культовые сцены из его фильмов – танец Фреда Астера на потолке, или олицетворение понятия «танец», в музыкальном мировом кинематографе сцена «танец под дождём» Джена Келли. Это всё он.
В главных ролях Фред Астер и Одри Хепбёрн.

Фильм не то, что рекомендую, нет. На личное усмотрение. Он длинноват и со скучной лирико-романтической линией сюжета. Но там есть параллельность в сценарии, производственная, если так можно выразиться. Вот она –замечательна.

Если кто-то интересуется историей моды и костюма – это must-have.
Фабула, из вики – «Редактор женского журнала "Квалети" Мэгги Прескотт и её ведущий фотограф Дик Эйвери заняты поисками нового лица для обложки женского журнала, способного перевернуть мир моды. Они хотят показать женщину не просто красивой куклой, а интеллектуалкой, для чего компания отправляется на фотосессию в маленький книжный магазинчик. Столкнувшись там с продавщицей Джо, Дик понимает, что её забавная мордашка – будущий эталон красоты. Джо считает ворвавшихся к ней людей безумцами, но соглашается на предложение поехать с ними на съёмки в Париж. Ведь там читает лекции её кумир, профессор Флостер, проповедующий новый стиль общения… Разношерстная компания отправляется в Париж, забыв, что работать там тяжело, ведь это город влюблённых…»

Манекенщицу с «недостаточно интеллектуальным лицом» играет культовая американская модель 50-х прошлого века Довима. В фильме сцены фотосессий с ней – наслаждение.
«Новый стиль общения» – эпоха начала политического левачества во Франции, движения хиппи ещё нет.

Персонаж фотографа Дика Эйвери, в исполнении Фреда Астера, предположительно прототип знаменитого фотографа Ричарда Аведона (а может быть, и нет – дамами он интересовался исключительно в профессиональной сфере), но скорей всего самого Алексея Бродовича (а может быть, и нет), у которого учился Аведон. Подробней в сети можно прочесть о Бродовиче – знаменитейший и значительный художник дизайнер и фотограф, революционировавший само понятие художественной графики в декоративном искусстве. Возможно, это и условно свободно сведённый персонаж, и собирательный образ, но их влияние на его возникновение обоих бесспорно.

И вот оба они были коллегами, соратниками и подвижниками прототипа ещё одного персонажа фильма «Забавная мордашка», главного редактора журнала мод «Квалети» Мэгги Прескотт – Дианы Вриланд, около 25 лет бывшей главным редактором глянцевого журнала моды и стиля жизни «Харпер Базар» и редактором-колумнистом журнала так же о моде и стиле «Вог». В свою очередь так же придавшей и сформировавшей абсолютно другой уровень качества понятию «журнала для женщин» и трактовке модной и стильной журналистики в иформационной составляющей сфере моды и стиля массовой европейской культуры.

Кто такая Диана Вриланд, описывать не буду – про неё тоже очень много биографического в сети и о её роли и влиянии до сих пор на современную фэшн-индустрию.
В фильме эту роль блестяще исполняет голливудская актриса, почти не известная в России, но очень знаменитая в Голливуде, многолетняя подруга Джуди Гарланд, всей семьи Минелли и крёстная мать Лайзы Минелли – Кэй Томпсон. Великолепная. Олицетворение музыкальной зведы Бродвея. Хореограф, певица, музыкант и продюсер.

Её образ в фильме в стиле лёгкой инвективы, скорей даже дружественного шаржа относительно Дианы Вриланд лучший в кинематографе. Есть ещё несколько фильмов где показаны прообразы и образы фигуры Дианы Вриланд, но они не особо удачные – мюзикл «Леди в темноте» и фильм «Кто вы, Полли Могу?», но эта работа актрисы Кай Томпсон обаятельна, талантлива, с симпатией и искромётным чувством юмора.

Многие дамы, кто интересуется глянцем и модой, знают, кто такая Анна Винтур, сейчас это главный редактор американского журнала моды «Вог», персонификация верховной жрицы и воплощение законодательной власти современной всемирной моды. Высказанное ею мнение о любом явлении, событии или имени в этой области имеет однозначное и решающее значение: кого любить и миловать, на кого и на что равняться или чью карьеру разрушить одним движением ресниц. И общеизвестно: её образ – это прототип героини романа Миранды Пристли «Дьявол носит Прада» и его экранизации, фильм 2006 года в исполнении Мерил Стрип. В фильме Мерил Стрип, по задумке создателей, однозначно и талантливо создаёт образ такой совершенной хамской суки, вершительницы судеб клерков модной индустрии, практикующей жестокую манеру дедовства в обращении с подчинёнными – «терпите свет моей божественности, и вам тоже, может, обломится». Говорят, что созданный Мерил Стрип образ абсолютно идентичен действительности, гадать не буду, лично с Анной Винтур не знакома, но он, этот образ, существует. Верен он, или нет – сама Винтур об этом никогда не высказывалась.

Но об этом упоминается мало и редко в модной журналистике, этого сравнения из мира моды почти никто не делает, потому как такое утверждение может посеять сомнение в уникальности существования «верховной» и единственной царицы модной журналистики дамы Винтур, и при её влиянии не пройдёт без последствий для сомневающихся в непревзойдённой незаурядности героини – сама Анна Винтур строила свою карьеру по типу подражания идеала и мифологической истории карьеры Дианы Вриланд. Она её, как бы мы сейчас сказали, косплеила. Насколько удачно – очевидно, что да, удачно.

По факту примера успешности карьеры более, чем Анны Винтур в индустрии моды не существует. Но по роли в культурном контексте – Диана Вриланд для Анны Винтур уже недосягаема. Вриланд – это страница в американской культуре (можно было бы написать «попкультуре»), но это влияние глобальней. Она перевернула развитие модной журналистики, эстетическое влияние моды на историю костюма и дизайна (выставка в музее Метрополитен и другие достижения), узаконила влияние моды в общественно-социальном значении и укрепила его. Достижения Винтур не ставлю под сомнение, но это только в модной индустрии, а не в культуре.
Это совершенно другой уровень.

В некоторм смысле оба фильма – «Забавная мордашка» и «Дьявол носит Прада» сравнимы. Метаморфозы и представление культовых фигур моды в кинематографии под влиянием времени, индустриализации и политических мировых пертурбаций. Но это большая отдельная тема.

Вернёмся к фильму «Забавная мордашка». Визуально он красивый и очень декоративный. В главной роли Одри Хепбёрн, костюмированная самим Юбером Живанши – она играет Джо, интеллектуальную продавщицу в книжном магазине, абсолютно очарованную абстрактным левачеством. В 1957 году это имело немного другой смысл, чем сегодня, но тогда фраза «Я сторонница левого радикализма» не предвещала ничего плохого. В фильме замечательная пародия (это смотрится сейчас именно пародией) на занудство французких интеллектуалов в сцене вечеринки. К нему – весёлый музыкальный танцевальный номер в исполнении Фреда Астера и Кэй Томпсон «залётные американцы учат французов лёгкости бытия». Очень мило. «Хлопайте в ладоши».

Одри Хепбёрн не отходит от своего амплуа – недалёкая милая девочка в любовной интрижке с действующим лицом повествования в исполнении пожилых возрастных актёров, уже вышедших из амплуа «герой-любовник». Тоже очень симпатично, как всегда, иначе бы Одри Хепбёрн не была бы культовой актрисой. Единственно, финальная сцена, где Одри в свадебном платье и очень сильном макияже даже для неё, пускает слезу – перебор сильный. Индийское кино коллективно смотрит осуждающе.

Да, готова к бросанию в меня осуждением за лёгкий сарказм в сторону Одри, но факт остаётся фактом. Все партнёры актрисы почти во всех её фильмах – актёры с большим кинематографическим опытом, намного старше её. Пожалуй, за исключением «Завтрак у Тиффани», этому есть причина и объяснение, но это не тема поста. И участие актрисы не причина смотреть фильм «Забавная мордашка». К сожалению. Но и не мешает. Всего лишь постоянное исполнительское клише её основных ролей в других фильмах. Там есть что поинтересней посмотреть. Но одета она там просто идеально, как и во всех её фильмах.

И ещё одна знаковая музыкальная сцена в фильме – в моде с возникновением новых веяний с постоянной регулярностью слышим присказку «оранжевый – это новый чёрный», «белый – это новый чёрный» (Иссия Мияки) и тд. Тут иллюстрация возникновения нового цветового веяния в моде – розового, как ироничное отношение к приверженности и любви к красному цвету самой Дианы Вриланд. Ещё не было культового образа куклы Барби и её цветовых предпочтений, и родителей Марго Роби ещё нет на свете.

Кто заметил манеру одежды «интеллектуальных» дам с претензией – чёрное, но яркие красные губы, такой же маникюр и коралловые украшения. Вот это и есть Диана Вриланд в красной комнате.
**

Переводчик, публицист.

Смотрю старый Голливуд
Made on
Tilda