О ВАЖНОМ В ПРОЗЕ И В СТИХАХ

О Петре Ивановиче Словцове – одном из лучших исполнителей партии Ленского (опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин»)

Дедушке Виктору Александровичу Соковнину, бабушке Вере Ивановне и маме – Марианне, посвящается.


В той или иной мере, все эти люди, которым посвящен этот текст, были близко знакомы с выдающимся русским и советским тенором Петром Ивановичем Словцовым. 21 января 2023 г. на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского открылся Всероссийский оперный фестиваль «Словцов. Постскриптум». Музыкальный форум продлился до 16 апреля 2023 г. и был посвящен памяти не только уроженцу красноярской земли, но еще и Ф.И. Шаляпину, 150-летие со дня рождения, которого широко отмечался в России в 2023 г.


«…Масштабный музыкальный форум посвящен сразу двум информационным поводам. Во-первых, это 100-летие создания оперной труппы в Красноярске. В 1923 году выдающийся красноярский тенор, “сибирский соловей” Петр Словцов и его супруга Маргарита Риоли-Словцова создали коллектив из местных артистов, который дал в течение года больше десяти спектаклей. Во-вторых, 150-летие Федора Шаляпина – потрясающего русского мастера не только вокального, но и актерского искусства. События фестиваля продемонстрируют совпадения и связи творческой жизни двух больших певцов и их пересечения с репертуаром Красноярского театра оперы и балета»1, как сообщала пресс-служба театра оперы и балета имени Дм. Хворостовского.


Со слов моей бабушки – Веры Ивановны Соковниной-Николаевой (солистка Тюменского радиокомитета в начале 1930-х гг.), моего деда – Виктора Александровича Соковнина в 1905-х гг. заметил великий мировой бас Ф.И. Шаляпин в Екатеринбурге и дал рекомендацию учиться вокалу в Московской консерватории у профессора И.Я. Горди (Гордиевский).

От той эпохи в семье сохранился фотопортрет не указанной ни в одном справочнике оперной певицы Ольги Шалик (или Шлис?) с дарственной надписью. Документально установлено, что В.А. Соковнин (со слов бабушки – бас-баритон) учился в Московской консерватории в классе профессора И.Я. Горди вместе с Петром Словцовым, а в 20-х гг. прошлого века был его сценическим партнером2 в рамках «Трудового оперного коллектива».

Имя Словцова заслуженно стоит в одном ряду с популярнейшими в свое время мастерами оперной сцены, тенорами А.М. Лабинским, Н.Н. Фигнером, Л.В. Собиновым, Д.А. Смирновым и др. Все эти выдающиеся «боги оперной сцены» в разные годы исполняли партии Ленского в опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»3. Граммофонные записи голосов этих певцов, (в том числе и матрицы пластинок – 50 тысяч только в РГАФ) хранятся в различных фондах музеев и архивов мира: от Музея имени М.И. Глинки и Отдела нотных изданий и звукозаписи РГБ имени Ленина до Библиотеки Конгресса США.



«Певец обладал необычайно редким голосом и владел высоким мастерством драматического актера, что позволило ему стать достойным продолжателем традиций тенора Н.Н. Фигнера, который объединил задачи музыкальные, вокальные и сценические в единую систему оперного искусства… Голос Петра Словцова необыкновенно красив и вызывает массу положительных эмоций. Исключительные природные данные восхищали не только публику, но и общепризнанных знаменитостей мирового уровня».

Федор Шаляпин – партнер Петра Словцова по театру «Народный дом» (антреприза А. Аскарина и И. Артемьева в Санкт-Петербурге в 1915-1917 гг.), высоко ценил талант певца. На своей фотографии великий бас написал Словцову4: «На добрую память с сердечными пожеланиями успехов в мире чудесного искусства П.И. Словцову от Шаляпина. Декабрь, 31, 1915 г. Питер»5.

«Об этом периоде совместной работы с Ф.И. Шаляпиным в операх “Князь Игорь”, “Русалка”, “Фауст”, “Севильский цирюльник”, “Моцарт и Сальери” у Словцова остались самые счастливые воспоминания», – отмечают авторы книги «Музыкальная жизнь Красноярска» (издание 1983 г.)

Слушатели того времени сходились в едином мнении: голос Словцова – лирический тенор ласкающего тембра, чистый, исключительный по силе и с бархатным звучанием – трудно поддавался описанию. Широта диапазона, изумительное природное дыхание позволяли певцу преподносить свой божественный дар всему театральному залу. По признанию многих рецензентов его голос, родственный собиновскому, был шире и теплее. С одинаковой легкостью Словцов исполнял и арию Ленского, и арию Алеши Поповича (опера А.Т. Гречанинова «Добрыня Никитич»), которая под силу только первоклассному драматическому тенору.


Уже в первый год обучения Словцов исполнил сольную партию в мессе F-dur Ф. Шуберта под управлением М.М. Ипполитова-Иванова. В архиве Музея им. М.И. Глинки бережно хранятся программки «вечеров учеников младшаго и старшаго классов Московской Государственной Консерватории», где в 14 концертах упоминается имя Словцова. И вот в 1912 году консерваторию окончил несомненно лучший тенор 45-го выпуска. На майском отчетном концерте или, как его тогда называли, «годичном Акте», выступление певца никого не оставило равнодушным.

С 1912 года имя Петра Словцова не сходит с афиш в крупнейших русских городах. После майских концертов певца в Красноярске, газета «Сибирская мысль» отмечала: «Свежий, красивый тенор Словцова производит чарующее впечатление. Особенно ярко подчеркивается красота голоса Словцова в сравнении с недавно певшим Давыдовым. С одной стороны – артист императорских театров, с другой – начинающая сила, и какая разница в четкости, подвижности связок. В пении Словцова видна хорошая школа, владеет он своими связками великолепно на всех регистрах».

Как указано в словаре А.М. Пружанского «Отечественные певцы, 1750- 1917», Словцов успешно выступал на оперных сценах Киева (1912-1914), Саратова (1914), Петербурга (1915-1917), Нижнего Новгорода (1917), Свердловска (1919 и 1930), Москвы (Большой театр, 1929 и 1932), Ленинграда (конец 1920 – начало 1930 года). До 1917 года разными фирмами было записано 72 произведения в исполнении Словцова, что свидетельствует о высокой популярности певца.



В разные годы его партнерами были: Р. Горская, А. Брагин, Л. Липковская, М. Рейзен, М. Риолли-Словцова, М. Куренко. Среди лучших партий следует назвать: Князь («Русалка», А. Даргомыжский), Владимир Игоревич («Князь Игорь», А. Бородин), Фауст («Фауст», Ш. Гуно), Надир («Искатели жемчуга», Ж. Бизе), Ромео («Ромео и Джульетта», Ш. Гуно), Владимир («Дубровский», Э. Направник), Молодой цыган («Алеко», С. Рахманинов), Ленский («Евгений Онегин», П. Чайковский), Джеральд («Лакмэ», Л. Делиб) и другие, исполнявшиеся в сопровождении оркестров под управлением дирижеров М. Голинкина, А. Пазовского, А. Марксона и др.

В 1918 году Словцов получает приглашение в Петроградский академический театр оперы и балета. Но в это время в Сибири начался мятеж чехословацкого корпуса, и связь с европейской частью страны прервалась. Однако, несмотря на вызванные гражданской войной социальные потрясения, музыкальная жизнь Красноярска не затихала. Достаточно сказать, что в 1917 и в 1920 годах существовал симфонический «Интернациональный оркестр», состоявший из военнопленных – опытных музыкантов Берлинской оперы, воспитанников Венской и Пражской консерваторий. После их отъезда (сентябрь 1920 года) оркестр укомплектовался преподавателями и учащимися «Народной консерватории», а затем музыкального техникума (в котором преподавал некоторое время и В.А. Соковнин), где супруги Словцовы создали образцовый вокальный класс, как отмечают авторы упомянутой ранее книги «Музыкальная жизнь Красноярска».


Значительной была организаторская и общественная деятельность Петра Ивановича Словцова, ставшая сродни деятельности тенора В. С. Розинга, руководителя «Международной американской оперной компании». Отличие лишь в том, что Сибирь после опустошительной гражданской войны, коллективизации, индустриализации и воинствующего атеизма, была не прагматичной Америкой. Время 1920-1930-х годов было голодным, более того, грозившим разного рода опасностями издержек переходного периода развития экономики.

Тем не менее, материалы о концертной, педагогической и режиссерской деятельности певца, опубликованные в газете «Красноярский рабочий», позволяют сделать вывод о поистине трудовом героизме Словцова – певца, режиссера, педагога и продюсера. В конце 1924 года оперный коллектив, организованный Словцовым, преобразовался в оперную группу «Трудовой оперный коллектив». В нем принимали участие свыше 100 человек, членами правления и художественными соруководителями стали виртуоз, скрипач и дирижер А.Л. Марксон, хормейстер С.Ф. Абаянцев.

Словцов пригласил из Ленинграда и других городов Советского Союза ведущих солистов: Марию Петипа (колоратурное сопрано), Василия Полферова (лирико-драматический тенор), Любовь Андрееву-Дельмас, Мамонтову (сопрано), Кравцова (бас), Орлова (баритон). Оперный коллектив поставил 14 опер: в Красноярске с большим успехом и по несколько раз шли оперы «Русалка», «Травиата», «Дубровский», «Севильский цирюльник» и «Фауст» в постановке режиссера Словцова.



Главные роли супруги Словцовы исполняли сами. Остальные сольные партии пели артисты, приезжавшие на гастроли в Красноярск: Л.А. Аракина (меццо-сопрано), Л. Балановская, В. Касторский, Г. Пирогов, П. Агеева, М. Николаев, Н.М. Калинина, И. Лавров (тенор), Н.А. Шевелев (баритон), Р.И. Чаров (тенор), А.А. Коломийцева (колоратурное сопрано), Н. Сурминский, Бучинская (сопрано) и красноярские певцы: Н.И. Озеров (бас), В.А. Соковнин (бас), а также учащиеся музыкального техникума: тенора Сисин, Поляков (класс Словцова) и баритон С.И. Подпорин (класс Н. Озерова). Ученик Словцова – тенор Г.И. Поляков, впоследствии стал ведущим солистом театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а затем и его директором. Спектакли шли в сопровождении симфонических оркестров под управлением дирижеров А.Л. Марксона, С.И. Симакова, А.И. Кляйстера, В.И. Прокофьева, Зеленовского и хора, порой доходящим до 200 человек под управлением С.Ф. Абаянцева.

Потрясающие подробности воспоминаний своего отца приводит доктор исторических наук (ИРИ РАН) Г.В. Мелихов в своей книге «Белый Харбин» о гастролях четы Словцовых в Харбине.

«В 1924 г. в Харбине побывал изумительнейший тенор Словцов с женой, Маргаритой Николаевной Риоли-Словцовой, ему ниже я уделяю особое внимание. Отец вспоминает: “О Словцове, за редким исключением, никто ничего не знал. Первый их концерт показал, что Риоли-Словцова — от-личная, культурная певица, а Словцов – певец просто изумительный, обладатель тенора большой силы и необычайной нежности и красоты!

После первого отделения концерта я вышел в фойе и почти сразу увидел Н.А. Оржельского (1888-1938, артист Иркутского радиокомитета. Прим. С.Р.). Бросился к нему с восклицанием:— Николай Антонович, да это что же за голос! На что Н.А. Оржельский ответил:— Да, это архи-тенор! <...> – Голос изумительный, но удивительно, что Словцов поехал гастролировать! Он очень скромный человек, без всяких амбиций, никакая слава ему не нужна, и, по-видимому, только волевой характер его жены заставил его предпринять эту поездку. Его жена — замечательная певица с прекрасной школой, но нужно поражаться, как она может теперь петь, — ведь у нее осталось только одно легкое!”



Через день после концерта Словцовых в газете “Заря” вся (!) третья страница была посвящена Словцову. Одна статья называлась “Сибирский соловей”, и я жалею, что не сохранил эту интереснейшую статью. После двух концертов в Железнодорожном собрании давал концерт в “Новом Театре” — в здании переделанного цирка. Зал вмещал свыше 1500 чел. В числе многих арий и романсов был исполнена ария “Рахиль, ты мне дана”. Исполнение было чудесным и безукоризненным, я восторгался голосом артиста<…>при исполнении арии из “Искателей жемчуга” происходило что-то невероятное!

Чудесную, ласкающую мелодию Словцов закончил таким пиано-пиано-пианиссимо, что казалось, что вьется все утончающаяся ниточка, сходящая на нет, ниточка, которая вот-вот дрогнет и оборвется. Нет, она вьется, вьется около минуты! Все застыли, почти перестали дышать! Наступила почти абсолютная тишина, а в ней еле-еле бьется ниточка звука, которую так страшно оборвать каким-то движением, неосторожным дыханием.

Поразительная техника, изумительная чистота и нежность голоса! О силе голоса Словцова, дававшего эту силу без всякой аффектации, можно судить по появлению Альфреда в доме Виолетты. Обычно это появление Альфреда теряется для зрителя, будучи обусловленным глубиной сцены, а звук спокойной фразы Альфреда легко заглушается и хором, и оркестром. И вот кто-то вошел в зал Виолетты и запел или, вернее, произнес музыкальную фразу! И сразу и хор, и оркестр были покрыты молнией ослепляющих звуков! Это было так неожиданно, что мой друг Миша схватил меня за руку и взволнованно спросил:— Кто это?



После нескольких, поистине триумфальных выступлений Словцова харбинцы узнали, что известный на Дальнем Востоке американский антрепренер Строк (этот человек был также и антрепренером Ф.И. Шаляпина. Прим. – С.Р.) предложил Словцову контракт для поездки в Америку. Словцов отказался от контракта. Съездил в Тяньцзинь, дал там несколько концертов и вернулся в Советский Союз.

…Мне не приходилось слышать ни одной пластинки, напетой Словцовым, а может, их и нет? Если это так, то только можно погоревать, чтомы не оставили наши потомкам памяти о нашем русском Джили!”. (Беньямино Джильи, 1890-1957, «наследник» Энрико Карузо. Прим. С.Р.). Оставлю пока без комментария эту последнюю часть воспоминаний папы о П.И. Словцове. Мне известно кое-что о жизни этого певцав Красноярске. Но горячее желание папы я исполнил, нашел все же эту статью в «Заре» о П.И. Словцове. Название у нее несколько другое. Привожу ее.

“Соловей в феврале. Петр Иванович Словцов. Русский Карузо из дремучей сибирской тайги”.

Есть что-то былинное и трогательное в истории восхождения к славе этого до сих пор не вполне оцененного Россией певца. Редкий, редчайший голос – сильный и свежий, яркий, полнозвучный, вдохновенное мастерство передачи, школа, строгое подвижническое отношение к искусству, к своей миссии в современном русском искусстве, соблазнительные и настойчивые зовы на мировую сцену, в Лондон, в чопорный, редко для кого доступный Ковен-Гардени... И унылая глушь сибирского захолустья.

Гуси, утки, ученицы, герань на окнах, тихие радости неторопливогокрасноярского уединения. Утомительный, часто неблагодарный труд “учителя пения”:
– Развожу поросят! — говорит и ласково улыбается Петр Иванович.
“Поросятами” он любовно зовет своих будущих Патти и Карузо, которыми всегда была богата российская провинция.
Чем мельче городок, тем больше в нем “вундеркиндов” без будущего и “вундерманов” без прошлого.

“У нас опера есть, нашими, с Маргаритой Николаевной, руками сделанная. Хор прекрасный – куда угодно можно с ним. Хор этот – наша гордость. Оркестр слабее... И солистов не так много. Но ставим, по мере сил, учимся”.


Ведь приехал в Харбин человек, над которым по праву могли бы спуститься лучи, лучи мировой славы. Горло, бесценные связки которого охотно застрахует в любую бешеную сумму любая многомиллионная “инсуражкомпани”. По бесспорным богатствам своего волшебного горла, соловейного, трельного, звонкоструйного – Словцов если бы и завернул на перепутье мировых дорог, в Харбин, то в комфортабельном антураже отдельного вагона, собственного пианино, с телеграммами «Рейтер» об отъезде, выезде, приезде с десятком больших и маленьких Строков, и спереди, и сзади.

Увы, пока что это “сладостная легенда”. А кусок жизни “грубой и бедной”, скромный номер в “Модерне”, после нарочито скромного приезда в Харбин. О, Словцов может не бояться за сборы. Словцов может обойтись без “превосходных степеней” в рецензиях, без комплиментов в аванс. Кто был счастлив слушать Петра Ивановича, тот не отпустит его со сцены. Не устоит перед желанием слушать Словцова из концерта в концерт. Харбин очень, очень счастлив сейчас. На дворе февраль и не начался перелет даже грачей. А к нам, счастливым ветром, к нашей нечаянной радости, занесло соловья.

Этапы личной жизни четы Словцовых, вехи, с которыми не сбиться.

Петр Иванович — природный сибиряк, попович. О поповичах полегче, немало они дали русскому искусству... А супруга, спутница Словцова и в жизни, и в искусстве Маргарита Николаевна, окончившая консерваторию в один и тот же год с Петром Ивановичем, бессменно выступает в те же годы вместе с Ф.И. Шаляпиным и Л.В. Собиновым. У Маргариты Николаевны – сильный, приятного тембра голос, совершенная фразировка. По общим отзывам, она лучшая в России “Татьяна” (выделено авт.: С.Р.), “Таис” и “Шарлотта”.

Перед самой революцией Словцовы, оба, подписали контракт на Мариинскую сцену и отправились на родину Петра Ивановича отдохнуть... Дальше чехи, Колчак, советы... И русский Карузо какой уж год все “отдыхает” в вольных сибирских просторах. Но у больших людей – всегда большие возможности. Пусть сам Петр Иванович упрямо повторяет: “Переживать свою славу не стану. Еще пять лет буду петь, потом в учителя пойду”. Мы знаем, что голосовые сокровища Словцова, его молодые годы и школа, поставившая и отшлифовавшая этот голос, позволяет Петру Ивановичу завораживать людей и еще через 10–15 лет.
В понедельник — первый концерт Словцова в Железнодорожном собрании. Этот концерт сулит редкие наслаждения. Сулит трепетные, глубокие восторги. Виктор Сербский»6.



Вскользь упомянутое в газетной статье имя супруги выдающегося певца – Маргариты Николаевны Риоли-Словцовой, по мнению харбинского корреспондента, являющейся лучшей исполнительницей партии Татьяны в опере «Евг. Онегин», примечательно нам – нынешнему поколению любителей оперного искусства тем, что уже много позже она воспитала будущего профессора сольного пения Екатерину Иоффель, которая в свою очередь явилась первым преподавателем выдающегося баритона Дмитрия Хворостовского. Такова преемственность поколений!

За свою творческую жизнь П.И. Словцов дал 2 000 концертов! «В период зимних каникул 1934 года, находясь в очередной концертной поездке по Кузбассу, певец заболел сыпным тифом. Болезнь оказалась для него роковой. Умер П. И. Словцов в Красноярске, куда его – находящегося уже между жизнью и смертью – привезла Маргарита Николаевна. В предсмертной агонии люди часто бредят и подсознание как бы «выдаёт» их истинную сущность. Кто-то раскрывает свои личные тайны, кто-то кается в грехах и просит прощения, кто-то грязно ругается, а в случае с Петром Ивановичем произошла вещь чудесная и небывалая – в бреду, с высокой температурой, перед тем, как отойти в мир иной – он СПЕЛ ЦЕЛЫЙ КОНЦЕРТ! Даже в предсмертной агонии “сибирский соловей” оставался бессребреником, лишённым всяческого тщеславия. Он просто делал то единственное, чего жаждала его Душа при жизни. И, расставаясь с телом, она словно уносила с собой и тот главный Дар, который Творец ниспослал этому человеку в момент его появления на свет»7.


В 1978-м фирма «Мелодия» выпустила пластинку из серии «Выдающиеся певцы прошлого» с камерными и оперными произведениями в исполнении П.И. Словцова. Основой проекта послужили пластинки из коллекции академика В.Л. Янина. Спустя почти 30 лет, уже в современной России, в 2007-м году Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки был издан CD-диск с произведениями, хранящийся в архивах Музея и побывавший на выставке аудиопродукции MIDEM-42 в Каннах (Франция) в январе 2008 г.

В том же году в США компанией Марстон Рекордз был выпущен CD-диск «Pyotr Ivanovich Slovtsov: RussianTenor», созданный на основе коллекции грампластинок Библиотеки Конгресса США.
Промыслительно, но фестиваль в Красноярске «Словцов. Посткриптум» день в день совпал с открытием ежегодной научной конференции в стенах Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина, что в усадьбе князей Голицыных в подмосковных Больших Вяземах, где в 1812-м году останавливались М.И. Кутузов и император французов Наполеон (причем, ночевали эти персоны на одном диване, но, естественно, в разные дни!).



На этой конференции звучал одноименный доклад о творчестве П.И. Словцова. Автор был вознагражден открытием для себя того факта, что прообразом Ленского послужила личность князя Бориса Владимировича Голицына8, участника французской революции и раненого в Бородинском сражении. Арию Ленского и ариозо Ленского из оп. «Евгений Онегин» в исполнении П.И. Словцова в сопровождении симфонического оркестра под управлением М.М. Ипполитова-Иванова (запись 1930 г., Музтрест) участники конференции услышали и смогли оценить талант певца.

26 произведений в исполнении П.И. Словцова, записанные на CD-диске, изданном Музеем им. М.И. Глинки, позволили записать автору фондовые радиопередачи на различных радиостанциях Москвы9. Материалы, пересланные автором в Сибирский государственный институт искусств имени Дм. Хворостовского нашли свое место на выставке в библиотеке в рамках Дня открытых дверей кафедры сольного пения и оперной подготовки10 20 марта 2021 г., посвященного творчеству П.И. Словцова.


Вот что пишет автору заведующая отделом справочно-библиографической и информационной работы библиотеки Красноярского государственного института искусств им. Дм. Хворостовского С.С. Овчинникова: «Добрый день, Сергей Юрьевич! Вчера состоялся концерт “Посвящение Петру Ивановичу Словцову”. Можно сказать, что благодаря диску, который Вы подарили, он и состоялся. Концерт был в рамках дня открытых дверей кафедры сольного пения. Были гости из Кемерово, Барнаула, других городов нашего региона.

Помимо концерта были мастер-классы наших педагогов и книжная выставка (это была моя ответственность). Концерт вела доктор искусствоведения Людмила Владимировна Гаврилова, в своём вступительном слове она рассказала о Словцовых, о Вашем деде и о Вас, и о Вашем компакт-диске. Всё получилось очень славно и душевно, потому что все концерты, где ведущая Людмила Гаврилова, проходят на высоком уровне. Я в свою очередь сделала обзор выставки, показала ноты из библиотеки семьи Словцовых, рассказала о диске. Думаю, что те, кто приехал из других городов, узнали много нового, благодаря этому мероприятию».


Светлана Овчинникова представила автору копии личных нот П.И. Словцова. «Фонд Словцовых насчитывает 692 экземпляра нотных изданий. Это оперные клавиры и вокальные произведения для сольного пения и вокальных дуэтов. <…> Интересна вот такая находка. На издании напечатано посвящение: “Посвящается артисту Императорских С.- Петербургских театров...”, далее фамилия, кому посвящается, зачеркнута дарителем, а приписано чернилами от руки: “Петру Ивановичу Словцову от его младшего брата Виктора; 15 июня 1925 г. Красноярск”.
У Петра Ивановича не было младшего брата. Виктор – скорее всего, это его друг по консерватории – В.А. Соковнин»11.



При обработке снимка в программе Фотошоп, любезно присланного автору, выяснилось, что ноты посвящались сверх популярнейшему в первые десятилетия ХХ в. русскому и советскому тенору А.М. Лабинскому, погибшему в июле 1941 г. при первой бомбардировке Москвы. До 1917 г. имелась практика среди композиторов издавать ноты произведений, которые авторы посвящали в честь кого-либо из выдающихся исполнителей. Композитор Болеслав Викторович Гродский (1865-1923) был одним из таких почитателей А.М. Лабинского, также, как например, композитор С. Кашеваров, посвящавших свои произведения А.М. Лабинскому. И продавались эти ноты уже с типографским посвящением конкретному артисту. Но, исходя из того, что в семейном архиве сохранилась любительская фотография (1940 г.) А.М. Лабинского и моей бабушки, можно полагать, что оперный бас и педагог В.А. Соковнин (1886-1937) был хорошо знаком с Андреем Марковичем, и ноты могли быть подарены деду их владельцем.

Проведение оперного фестиваля в Красноярске в честь выдающегося певца П.И. Словцова, солиста Большого Театра СССР, профессора ГИТИСа (ныне РАТИ), одного из лучших исполнителей партии Ленского в опере «Евгений Онегин», являет собой акт сохранения исторической памяти, ибо творчество П.И. Словцова есть объект нематериальной культуры, который современная Россия чтит и сохраняет. И звучание голоса Словцова «из 1930-го года» в усадьбе Голицыных 22 января 2023 г., месте, где бывал А.С. Пушкин – это очень символично. Сохранение исторической памяти есть залог существования нашей русской цивилизации, объединившей в себе множество религий, культур, народов и народностей.


Источники.
1. Эл.ресурс,
URL
https://krasopera.ru/festival/view/23(03.01.2023)
2. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М.«Музыкальная жизнь Красноярска». – Красноярск. 1983.С.69.
См. также: Рычков C. Ю. «Пиявки, „Боже, Царя храни“ и Павлик Морозов»//«Ямальский меридиан» № 7, 2009, C. 39; он же. «Сибирский соловей» – тенор Петр Словцов»//«Ямальский меридиан» № 1, 2010, C. 76.
3. Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750- 1917. Словарь: в 2 ч. – М.: Сов. Композитор, 1991. Ч. 2. 2000. С.47.
4. Эксклюзивный выпуск серии «Из архива ЦММК имени М.И. Глинки», посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося русского тенора Петра Ивановича Словцова (1886-1934). «Петр Словцов – сибирский соловей» – М.:ЦММК имени М.И. Глинки. Россия. 2007//Рычков С.Ю. (Идея, исследование, реставрация фотографий, соучастие в реставрации записей, оформлении диска и обложки, составитель). Сопроводительная статья к компакт-диску/координатор Цатуров Р.А., редакторы Медведева И. А., Есипова М.В., звукорежиссер Косов А.И., дизайнер Старостин С.В.
5. Кривошея Б.Г., Лаврушева Л.Г., Прейсман Э.М. Ук. соч. С.67.
6. Мелихов Г. В. Середина 20-х. Белый Харбин. – М.: Русский путь, 2003 сс.385-390.
7. Ванюкова Э.А. «П.И. Словцов: жизнь и судьба в свете православной этики». URL
http://sibmus.info/texts/vanyuk/slovtsov.htm (04.01.2023)
8. Обращение автора статьи и директора ГИЛМЗ А.С. Пушкина к участникам оперного фестиваля «Словцов. Постскриптум» в Красноярске.
URL
https://disk.yandex.ru/d/tq6O5mbT2RU71w
И другие сюжеты, записанные автором для участников фестиваля в Красноярске
**

Сергей Юрьевич Рычков, независимый исследователь, офицер запаса.
Автор статей по развитию крупномасштабной картографии эпохи наполеоновских войн, кораблям, носящим имена участников Бородинского сражения. Публиковался в изданиях музея «Бородинское Поле», «Военно-историческом журнале» и других научных изданиях.

Сибирский соловей. Постскриптум
Сергей Рычков
Made on
Tilda